Автор Тема: Информационное письмо Росфинмониторинга №30 (ВАЖНО ДЛЯ РИЕЛТОРОВ)  (Прочитано 14382 раз)

Е-консалт

  • Глобальный модератор
  • Новичок
  • *****
  • Сообщений: 12
    • Просмотр профиля
Текст на официальном сайте службы

Вопросы, правовую оценку которых дает Росфинмониторинг (текст цитируется):

1. Что следует считать датой совершения сделки с недвижимым имуществом для целей представления сведений о ней в Росфинмониторинг?

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ОТВЕТА: "Таким образом, по нашему мнению, в случае, если сделка с недвижимым имуществом подлежит государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, датой совершения такой сделки в целях Федерального закона № 115-ФЗ следует считать дату государственной регистрации этой сделки.

Сведения о такой сделке, зарегистрированной в установленном порядке, должны быть представлены в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем ее регистрации.

В случае, если сделка не подлежит государственной регистрации, в том числе в случае, если государственной регистрации подлежит только переход права собственности на недвижимое имущество, по нашему мнению, обязанность организации представить информацию в Росфинмониторинг возникает с момента заключения договора.

- для договоров, заключенных до 01.03.2013 – дату государственной регистрации сделки (договора),

- для договоров, заключенных после 01.03.2013 - дату подписания такого договора".

2. Каким образом представить сведения о сделке с недвижимым имуществом, подлежащей государственной регистрации, если у субъекта Федерального закона № 115-ФЗ отсутствует возможность в установленный срок получить  информацию о дате государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом?

ОТВЕТ: "В случае, если субъект Федерального закона № 115-ФЗ не имеет возможности получить информацию о дате государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом в день или в течение следующих трех дней после её регистрации, то, в соответствии с Инструкцией о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Росфинмониторинга от 05.10.2009 № 245, при заполнении Листа 01 «Сведения об операции с денежными средствами или иным имуществом» формы 4-СПД в реквизите 113 «Дата совершения операции» следует указывать дату государственной регистрации сделки, а в реквизите 114 «Дата выявления операции» - дату получения информации о регистрации сделки, подтвержденную соответствующими документами.

Учитывая изложенное, для исключения возможности возникновения подозрений в умышленном затягивании сроков представления информации в  Росфинмониторинг субъекту Федерального закона № 115-ФЗ следует обеспечить хранение у себя документов и информации, свидетельствующих о фактических сроках выявления такой сделки".

3. Относятся ли сделки с недвижимым имуществом, совершаемые в рамках договора участия в долевом строительстве, к сделкам, указанным в п. 1.1 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ?

ВЫДЕЖКА ИЗ ОТВЕТА: "Учитывая изложенное, по нашему мнению, обязательному контролю будет подлежать заключение договора участия в долевом строительстве. При этом датой совершения операции будет являться дата государственной регистрации указанного договора.

Аналогичные требования, по нашему мнению, распространяются и на договор об уступке права (требования) по договору участия в долевом строительстве, и на договор участия в долевом строительстве, заключённый с лицом, к которому перешли права и обязанности по такому договору, т.к. данные договоры, исходя из анализа положений Федерального закона  № 214-ФЗ, также можно отнести к сделкам, подлежащим обязательному контролю, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает установленное пороговое значение".

4. Относятся ли сделки с недвижимым имуществом, совершаемые в рамках договора паенакопления, к сделкам, подлежащим обязательному контролю, в соответствии с Федеральным законом  № 115-ФЗ?

ВЫДЕРЖКА ИЗ ОТВЕТА: "Исходя из этого, по нашему мнению, договор паенакопления, заключенный на сумму, равную либо превышающую установленное пороговое значение, можно отнести к сделкам, подлежащим обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ.

Учитывая, что договор паенакопления не подлежит государственной регистрации, информация о таком договоре должна быть представлена в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днём его подписания.

Кроме того, по нашему мнению, обязательному контролю, подлежит сделка по договору купли – продажи пая в жилищном (жилищно – строительном) кооперативе, равно как и по договору об уступке права (требования) по договору паенакопления, сумма которого равна или превышает установленное пороговое значение".

5. Подлежит ли договор аренды недвижимого имущества обязательному контролю?

ОТВЕТ: "В соответствии с п. 1.1 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ сделка с недвижимым имуществом, совершаемая в рамках договора аренды, будет подлежать обязательному контролю в случае, если условиями данного договора предусмотрен выкуп арендуемого недвижимого имущества, и сумма сделки равна или превышает установленное пороговое значение.

Одновременно обращаем внимание, что в рамках договора аренды недвижимого имущества также могут совершаться иные операции, подлежащие обязательному контролю в соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ, независимо относится или не относится данная сделка с недвижимым имуществом, к сделкам, указанным в п. 1.1 ст. 6 Федерального закона.

Кроме того, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, организация обязана представить соответствующую информацию в Росфинмониторинг в соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ".

6. Если договор аренды недвижимого имущества, подлежащий обязательному контролю, заключен на неопределенный срок и в нем не указана общая сумма арендных платежей, с какого момента у организации возникает обязанность проинформировать Росфинмониторинг о такой сделке?

ОТВЕТ: "Если в договоре аренды недвижимого имущества, предусматривающем выкуп арендуемого недвижимого имущества, общая сумма сделки не указана, и договор заключается на неопределенный срок, а сумма каждого арендного платежа меньше порогового значения, установленного п.1.1 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ, то каждый раз, как только общая сумма платежей достигает пороговое значение, у субъекта Федерального закона № 115-ФЗ возникает обязанность представить информацию об указанной сделке в Росфинмониторинг как об операции, подлежащей обязательному контролю.

При формировании сообщения о такой операции в реквизите реквизит 121 "Основание совершения операции" формы 4-СПД указываются сведения о договоре аренды недвижимого имущества (вид договора, номер и дата), а в реквизите 126 "Дополнительная информация" - сведения об общей сумме платежей, осуществленных по договору аренды недвижимого имущества на дату формирования сообщения, и сведения о номерах сообщений, ранее представленных по указанному договору аренды недвижимого имущества".

7. Каким образом представлять сведения о сделке с недвижимым имуществом, подлежащей обязательному контролю, при наличии нескольких продавцов и покупателей?

ОТВЕТ: "Позиция Росфинмониторинга по данному вопросу подробно изложена в п. 3 Информационного письма Росфинмониторинга «О разъяснении отдельных вопросов по предоставлению сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю» от 28.06.2011 № 15".



Е-консалт

  • Глобальный модератор
  • Новичок
  • *****
  • Сообщений: 12
    • Просмотр профиля
Организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом необходимо иметь в виду, что данное письма Росфинмониторинга не проходят регистрацию в Минюсте, т.о. они являются лишь мнением данного федерального органа исполнительной власти.

Таким образом, организация всегда вправе, в случае необходимости, обратиться в судебные органы, если надзорный орган привлекает к ответственности на основании мнения, изложенного в Письме. Судебная практика на данный момент неоднозначна.

В данной теме можно задавать вопросы.